- О компании
-
Продукция
- Дорожные знаки
- Системы блокировки Lockout Tagout LOTO
- Знаки безопасности
- Знаки безопасности и информационные щиты ПАО «РОССЕТИ»
- Плакаты
- Ленты противоскользящие
- Маркировка трубопроводов
- Предостерегающие защитные профили
- Противопожарное оборудование
- Информационные светодиодные табло
- Металлическая мебель
- Комплекты средств коллективной защиты
- Промышленные металлические кабельные каналы
- Объемные буквы с различными видами подсветки
- Обучающие программы по охране труда
- Знаки опасности и маркировки опасных грузов
- Знаки по непроизводственному травматизму на железной дороге
- Знаки, конструкции, щиты магистральных газопроводов
- Знаки электробезопасности
- Промышленная безопасность
- Шкафы для хранения СИЗ в электроустановках ГАССТЕНД
- Сушильные камеры
- Таблички диспетчерских наименований
- Знаки путевые и сигнальные железных дорог
- Стенды
- Средства организации дорожного движения
- В наличии на складе
-
Услуги
- Система блокирования опасных источников энергии LOCKOUT TAGOUT
- Проектирование и визуализация опасных зон
- Оборудование объектов фотолюминесцентными системами эвакуации
- Организация кабинета охраны труда
- Изготовление знаков дорожного движения
- Брендинг и визуализация промышленных предприятий
- Объемные световые конструкции
- Проекты
- Доставка
- Документы
- Новости
- Контакты
- Каталоги
Узнай первый о скидках и новостях!
Судовые знаки на внутренних водных маршрутах
Знаки делятся на два вида: береговые навигационные и информирующие и плавучие навигационные.
Береговые навигационные знаки выполняют следующие функции:
- ограничивающие;
- предупреждающие;
- оповещающие;
- регулирующие движение;
- указывающие направление.
Все эти знаки регулирует ГОСТ 26600-98. В документе есть подробная их внешняя характеристика и объяснение значения. Мы же заострим внимание на главных особенностях, касающихся их размещения, цветовых и иных параметрах.
Створные судовые знаки
Их разновидности:
- щелевые;
- кромочные;
- линейные.
Их цвет зависит от цветовых и иных особенностей фона. Знак не должен сливаться с ним. При светлом фоне ставится красный знак, а если фон тёмный - белый. Особенный случай - если фоном выступает небо, тогда устанавливается знак контрастного черного цвета.
Чтобы знаки хорошо просматривались в вечерние и ночные часы, они дополнительно оснащаются белыми огнями. На переднем подсветка фиксированная (постоянный свет), на заднем - включен проблесковый режим.
Если знак сливается с ночной прибрежной иллюминацией (например, освещение у моста, причала, яркий свет строений на берегу, освещение мест отдыха), то для привлечения внимания судоводителей включаются красные огни (правый берег) и зелёные (левый). Все иные особенности знаков остаются прежними.
Знаки кромочного типа дополняются красными и зелёными световыми приборами. На передних постоянный огонь, а задние работают в проблесковом режиме
Перевальные и створно-перевальные
Главная их особенность заключается в том, что обычно они определяют два направления: судовой ход вверх по течению и вниз. Когда одно из таких направлений обозначается створом, ставится створно-перевальный знак. В этой комбинации для одного направления он будет линейным створом, для другого – перевальным.
Особенность перевального знака в том, что он обозначает направление фарватера, а не конкретное его местоположение. В этом его главное отличие от створного.
В вечерние и ночные часы для повышения визуального восприятия включаются огни зелёного или красного цвета (в постоянном режиме). Цвета зависят от сторон: берег справа- красный, слева - зелёный. Когда на протяжении конкретного отрезка пути стоят сезонные весенние знаки, применяются белые огни. Задний створно-перевальный знак оснащается соответствующим огнем в проблесковом режиме.
Ходовые
На них в вечернее и ночное время включаются зелёные (слева по течению) и красные (справа) проблесковые огни. Если на каком-то отрезке по ходу движения судна установлено несколько таких знаков, они могут быть затмевающими.
При разливе весной ходовые знаки располагают там, где существует опасность для движущихся судов из-за затопленных прибрежных участков. Ходовые знаки во время таяния снега и половодья - это белые трапеции, размещенные на левом берегу и красные круги - на правом. Ночью на них горят зелёные огни (левый берег) и красные (правый берег).
Береговые информационные знаки
Они информируют о характерных особенностях на данном отрезке маршрута и особенных условиях судоходства на этом участке. Эти знаки можно разделить на три вида.
- Запрещающие. Форма - круглая, белый фон, обрамление - красное.
- Предупреждающие, предписывающие. Форма - прямоугольная, белый фон, обрамление - красное.
- Указательные. Прямоугольные либо треугольные.
Нанесённые на знаки символьные изображения и цифры - чёрного цвета. Ночью запрещающие знаки подсвечиваются часто проблесковыми огнями жёлтого цвета, предупреждающие - желтыми однопроблесковыми. На знаках указательного характера тоже устанавливают жёлтые огни. Но особенности их горения (мигания) устанавливают уполномоченные регулировать судоходство на этой территории.
Запрещающие
Носят ограничительный характер и запрещают плавсредствам осуществлять некоторые действия. В большинстве своем выглядят как белый круг с красным обрамлением и красной перечеркивающей символ полосой. Смысл ограничения легко понимается по чёрному символу на знаке. Дополняющий знак огонь - желтый, режим работы - частопроблесковый.
“Якорь не бросать!” (Подводный переход).
Знак говорит об особом охраняемом участке подводного перехода и информирует, что в этом месте судно пересекает подводные инженерные сети. Это могут быть кабели, трубные магистрали и т.д. В пределах, обозначенных знаком, не допускается спуск якоря, использование лотов и цепей-волокуш. На знаке изображён якорь. Интересно, что до1974 года, когда приняли новый ГОСТ, этот знак был в виде красного круга, который сверху вниз пересекался белой линией.
В вечерние и ночные часы знак дополняют один либо два огня. Один - если на месте пересечения створ знаков. В ином случае знак дополняют два огня, которые располагаются на нём по верху и низу.
“Расхождение и обгон составов запрещены!”
Знак практически не касается судоводителей маломерных плавсредств. Он указывает что впереди находится зона, где совершить обгон либо расхождение для составов и судов длиной больше 120 метров невозможен. Однако водителям небольших судов нужно знать значение этого знака, чтобы чувствовать себя уверенно и не сомневаться из-за непонятного обозначения.
“Расхождение и обгон запрещены!”
Знак говорит судоводителю том, что впереди участок, где расхождение и обгон плавательных средств невозможен. В отличие от предыдущего знака его действие касается судов всех размеров без исключения.
"Не создавать волнения!"
Такие знаки можно встретить там, где запрещается "поднимать большую волну" у берега во время прохода судов, особенно на большой скорости. Знаки размещают недалеко от причалов, пляжей, лодочных или катамаранных станций и т.д. Подчиняясь этому знаку, судоводитель обязан уменьшить скорость и пройти участок, где запрещается поднимать повышенное волнение, на максимально возможном удалении.
“Движение мелких плавсредств запрещено!”
Понятно, что данный знак конечно же касается маломерных судов и их водителей Об этом недвусмысленно говорит само его название. Он предупреждает о месте, где судовой ход небольших плавсредств запрещён. Это могут быть подходные каналы, пляжи, рейды, и т.д.
Предупреждающие
“Внимание!” (Соблюдать осторожность!)
Знак предупреждает водителя судна о приближении к опасному участку. Это может быть сужение реки, резкий поворот, ограничивающий просмотр, какое-то препятствие и другие помехи для движения, вызывающие необходимость соблюдения повышенного внимания.
“Пересечение судового хода”
Знак говорит сам за себя. Его можно встретить при приближении к местам, где судовой ход пересекается с паромными и судовыми маршрутами. В акватории действия знака судоводитель обязан соблюдать повышенную осторожность и при необходимости уменьшить ход.
“Скорость ограничена”
Устанавливается перед участками судового хода, где скорость водоизмещающих плавательных средств полагается снизить. Это каналы, повороты реки, рейды и т.п. Допустимая на это отрезке маршрута скорость указана непосредственно на знаке.
“Соблюдать надводный габарит!” (Надводный переход)
Это ещё один знак, который значительно изменился после появления новых норм ГОСТа. Раньше он был в виде белого круга с двумя красными полосами, расположенными вертикально. Сегодня этот знак наравне с остальными предупреждающими знаками имеет квадратную форму.
Знак говорит о приближении к надводной конструкции с ограничением по высоте. Высота перехода обозначена цифрами. В вечернее и ночное время знак дополняется двумя желтыми проблесковыми огнями. Они устанавливаются горизонтально по краям знака.
Указательные
"Место оборота судна”
Знак выполнен в виде квадрата, повёрнутого так, что два его противоположных угла направлены вниз и вверх. На знаке есть чёрная дугообразная стрелка. Указывает участок рейда, на котором разворачивать плавсредство безопасно.
“Пост судоходной инспекции”
Значение этого знака вполне понятно по его названию. Форма знака, как и в предшествующем описании, квадратный щит, диагонали которого расположены горизонтально и вертикально относительно горизонта. На знаке - два перекрещивающихся якоря. Знак говорит о том, что в это месте расположена служба судоходной инспекции.
“Указатель расстояний”
Знак указывает расстояние в км согласно обозначениям, нанесённым на речную карту.
“Указатель местности”
Судоводитель благодаря таким знакам получает информацию, в каком месте в водоём впадают притоки, а также о расположенных в прибрежной полосе селениях, причалах и иных местах для остановки, местах загрузки и выгрузки, границах регионов, которые на этой территории регулируют судоходные правила.
Плавучие навигационные
К ним относят буи, вехи и бакены. Эти знаки призваны давать сигналы об опасностях, ожидающих судно на пути его движения, указывают кромки и оси судового хода.
Буи –плавучие объекты из металла, стоящие на якоре и оснащенные огнями. Бакены – в основном устанавливаются на малых реках. Знак изготовлен в виде небольшой плавучей поверхности, на которой закреплен главный элемент в виде шара или треугольника. Плавучие вехи ставят в местах навигации с недостаточной освещенностью судовой обстановки. Часто они ставятся как вспомогательные информаторы к бакенам и буям.
Цветовое решение и особенности, касающиеся огней, подробно описываются нормативами ГОСТа 26600-98.
Кромочные
Выполняют функцию указания границ судового хода.
Предельную линию судового хода слева определяют трапециевидные знаки - черные либо белые. У выставляемых по левой кромке вех обязательной определённой формы нет. Цвет огня - белый, зелёный или жёлтый, и работать он может в постоянном либо проблесковом режиме. Если судно идёт вниз по реке, такие знаки расположены слева по борту, а если вверх - то справа.
Знаки, устанавливаемые по правой границе - красные: треугольные, круглые либо прямоугольные. Бакены - шаровидной формы, Для вех определена форма черного шара. Красный огонь может работать как в проблесковом, так и в постоянном режиме.
Поворотный
Ставится перед поворотами на прямолинейных отрезках судового хода большой протяженности, либо поворотов с недостаточной для судоводителя видимостью, или на отрезках пути, имеющих скалистое дно.
Левая кромка предполагает наличие белых либо чёрных треугольных знаков с нанесённой на них полосой: на чёрном фоне - белой, на белом - чёрной. Знак говорит о повороте судового пути влево (по течению). Судоводитель, согласно требованию знака, обязан поворачивать, проходя знак слева от борта. Знак дополняется белым или желтым огнем, либо - зелёным затмевающимся.
Поворотный знак, устанавливаемый по правой границе судового хода (по течению) - красный прямоугольник. В его центре расположена горизонтальная черная либо белая полоса. Бакены на таких участках - шарообразные, а огонь - красный, затмевающийся. Плавсредством этот знак проходится при оставлении к правому берегу.
Опасность
Информирует судоводителей что плавсредство находится перед участком, несущим опасность для движущегося судна. Это могут быть, например, затопленные дамбы, другие опасные объекты на дне. Устанавливается этот знак в непосредственной близости от опасного водного препятствия.
По левому берегу ставится знак в виде белого треугольника, на который сверху вниз нанесены три либо четыре чёрные линии и одна - горизонтальная. Линии пересекаются под прямым углом. У бакенов такое сочетание полос есть на всех плоскостях. Для сигнального огня предусмотрен двухпроблесковый зелёный цвет.
По правому берегу ставится красный прямоугольный знак. На него нанесены линии: 3 или 4 вертикальных и одна горизонтальная. Их цвет - либо черный, либо белый. Фигура из таких линий наносится также на буи и бакены в виде красного шара. Дополнительный огонь - красный, двух проблесковый.
Приблизившись к знаку, информирующему об опасности на пути, судоводитель обязан быть особенно внимательным. Слишком близко подходить к знаку нельзя.
Свальный
Даёт знать о течении, не соответствующим с направлением судового хода.
На левой контрольной линии судового хода ставят буи либо треугольные бакены. Их вершина - белая, нижняя часть - чёрная. На правой границе буи и бакены прямоугольные. Цвет - красный с чёрным, либо красный с белым. По левой кромке ставят зеленые огни прерывистые частопроблесковые либо трехпроблесковые. Огонь по правой стороне - красный.
Разделительный
Выполняет функцию обозначения линии разделения судового хода. Это треугольные буи и бакены с нанесёнными на них тремя белыми либо черными полосами по вертикали.
В качестве разделительного указателя предусмотрена и установка двух кромочных знаков. Они показывают правую и левую линию границы судового хода.
Огни таких знаков - белые и красные, либо зеленые и красные. Режим их работы - постоянный или проблесковый. Размещаются в паре - один под другим.
Осевой
Его предназначение - указывать на ось судового хода, при этом деля его на ходовые полосы вверх и вниз по течению. Ориентируются по таким знакам оставляя их слева от борта. Знак выполнен в виде треугольника, на который нанесены горизонтально пять одинаковых по ширине полос - три белые и две черные. Цвета чередуются. Вехи - круглые, чёрного цвета. Огни - жёлтые или белые.
Поворотно-осевой
Информирует о том, что необходимо проявить осторожность, так как впереди - поворот оси судового хода. Форма знака - треугольник. Горизонтально на нём размещены пять чередующихся по цвету полос. Три из них красные, а две чёрные либо белые.
Вехи выполнены в виде чёрного круга. Сигнальные огни работают в частопроблесковом чередующимся режиме. Их цвет - желтый или белый.
10 февраля 2023
Знаки делятся на два вида: береговые навигационные и информирующие и плавучие навигационные.
Береговые навигационные знаки выполняют следующие функции:
- ограничивающие;
- предупреждающие;
- оповещающие;
- регулирующие движение;
- указывающие направление.
Все эти знаки регулирует ГОСТ 26600-98. В документе есть подробная их внешняя характеристика и объяснение значения. Мы же заострим внимание на главных особенностях, касающихся их размещения, цветовых и иных параметрах.
Створные судовые знаки
Их разновидности:
- щелевые;
- кромочные;
- линейные.
Их цвет зависит от цветовых и иных особенностей фона. Знак не должен сливаться с ним. При светлом фоне ставится красный знак, а если фон тёмный - белый. Особенный случай - если фоном выступает небо, тогда устанавливается знак контрастного черного цвета.
Чтобы знаки хорошо просматривались в вечерние и ночные часы, они дополнительно оснащаются белыми огнями. На переднем подсветка фиксированная (постоянный свет), на заднем - включен проблесковый режим.
Если знак сливается с ночной прибрежной иллюминацией (например, освещение у моста, причала, яркий свет строений на берегу, освещение мест отдыха), то для привлечения внимания судоводителей включаются красные огни (правый берег) и зелёные (левый). Все иные особенности знаков остаются прежними.
Знаки кромочного типа дополняются красными и зелёными световыми приборами. На передних постоянный огонь, а задние работают в проблесковом режиме
Перевальные и створно-перевальные
Главная их особенность заключается в том, что обычно они определяют два направления: судовой ход вверх по течению и вниз. Когда одно из таких направлений обозначается створом, ставится створно-перевальный знак. В этой комбинации для одного направления он будет линейным створом, для другого – перевальным.
Особенность перевального знака в том, что он обозначает направление фарватера, а не конкретное его местоположение. В этом его главное отличие от створного.
В вечерние и ночные часы для повышения визуального восприятия включаются огни зелёного или красного цвета (в постоянном режиме). Цвета зависят от сторон: берег справа- красный, слева - зелёный. Когда на протяжении конкретного отрезка пути стоят сезонные весенние знаки, применяются белые огни. Задний створно-перевальный знак оснащается соответствующим огнем в проблесковом режиме.
Ходовые
На них в вечернее и ночное время включаются зелёные (слева по течению) и красные (справа) проблесковые огни. Если на каком-то отрезке по ходу движения судна установлено несколько таких знаков, они могут быть затмевающими.
При разливе весной ходовые знаки располагают там, где существует опасность для движущихся судов из-за затопленных прибрежных участков. Ходовые знаки во время таяния снега и половодья - это белые трапеции, размещенные на левом берегу и красные круги - на правом. Ночью на них горят зелёные огни (левый берег) и красные (правый берег).
Береговые информационные знаки
Они информируют о характерных особенностях на данном отрезке маршрута и особенных условиях судоходства на этом участке. Эти знаки можно разделить на три вида.
- Запрещающие. Форма - круглая, белый фон, обрамление - красное.
- Предупреждающие, предписывающие. Форма - прямоугольная, белый фон, обрамление - красное.
- Указательные. Прямоугольные либо треугольные.
Нанесённые на знаки символьные изображения и цифры - чёрного цвета. Ночью запрещающие знаки подсвечиваются часто проблесковыми огнями жёлтого цвета, предупреждающие - желтыми однопроблесковыми. На знаках указательного характера тоже устанавливают жёлтые огни. Но особенности их горения (мигания) устанавливают уполномоченные регулировать судоходство на этой территории.
Запрещающие
Носят ограничительный характер и запрещают плавсредствам осуществлять некоторые действия. В большинстве своем выглядят как белый круг с красным обрамлением и красной перечеркивающей символ полосой. Смысл ограничения легко понимается по чёрному символу на знаке. Дополняющий знак огонь - желтый, режим работы - частопроблесковый.
“Якорь не бросать!” (Подводный переход).
Знак говорит об особом охраняемом участке подводного перехода и информирует, что в этом месте судно пересекает подводные инженерные сети. Это могут быть кабели, трубные магистрали и т.д. В пределах, обозначенных знаком, не допускается спуск якоря, использование лотов и цепей-волокуш. На знаке изображён якорь. Интересно, что до1974 года, когда приняли новый ГОСТ, этот знак был в виде красного круга, который сверху вниз пересекался белой линией.
В вечерние и ночные часы знак дополняют один либо два огня. Один - если на месте пересечения створ знаков. В ином случае знак дополняют два огня, которые располагаются на нём по верху и низу.
“Расхождение и обгон составов запрещены!”
Знак практически не касается судоводителей маломерных плавсредств. Он указывает что впереди находится зона, где совершить обгон либо расхождение для составов и судов длиной больше 120 метров невозможен. Однако водителям небольших судов нужно знать значение этого знака, чтобы чувствовать себя уверенно и не сомневаться из-за непонятного обозначения.
“Расхождение и обгон запрещены!”
Знак говорит судоводителю том, что впереди участок, где расхождение и обгон плавательных средств невозможен. В отличие от предыдущего знака его действие касается судов всех размеров без исключения.
"Не создавать волнения!"
Такие знаки можно встретить там, где запрещается "поднимать большую волну" у берега во время прохода судов, особенно на большой скорости. Знаки размещают недалеко от причалов, пляжей, лодочных или катамаранных станций и т.д. Подчиняясь этому знаку, судоводитель обязан уменьшить скорость и пройти участок, где запрещается поднимать повышенное волнение, на максимально возможном удалении.
“Движение мелких плавсредств запрещено!”
Понятно, что данный знак конечно же касается маломерных судов и их водителей Об этом недвусмысленно говорит само его название. Он предупреждает о месте, где судовой ход небольших плавсредств запрещён. Это могут быть подходные каналы, пляжи, рейды, и т.д.
Предупреждающие
“Внимание!” (Соблюдать осторожность!)
Знак предупреждает водителя судна о приближении к опасному участку. Это может быть сужение реки, резкий поворот, ограничивающий просмотр, какое-то препятствие и другие помехи для движения, вызывающие необходимость соблюдения повышенного внимания.
“Пересечение судового хода”
Знак говорит сам за себя. Его можно встретить при приближении к местам, где судовой ход пересекается с паромными и судовыми маршрутами. В акватории действия знака судоводитель обязан соблюдать повышенную осторожность и при необходимости уменьшить ход.
“Скорость ограничена”
Устанавливается перед участками судового хода, где скорость водоизмещающих плавательных средств полагается снизить. Это каналы, повороты реки, рейды и т.п. Допустимая на это отрезке маршрута скорость указана непосредственно на знаке.
“Соблюдать надводный габарит!” (Надводный переход)
Это ещё один знак, который значительно изменился после появления новых норм ГОСТа. Раньше он был в виде белого круга с двумя красными полосами, расположенными вертикально. Сегодня этот знак наравне с остальными предупреждающими знаками имеет квадратную форму.
Знак говорит о приближении к надводной конструкции с ограничением по высоте. Высота перехода обозначена цифрами. В вечернее и ночное время знак дополняется двумя желтыми проблесковыми огнями. Они устанавливаются горизонтально по краям знака.
Указательные
"Место оборота судна”
Знак выполнен в виде квадрата, повёрнутого так, что два его противоположных угла направлены вниз и вверх. На знаке есть чёрная дугообразная стрелка. Указывает участок рейда, на котором разворачивать плавсредство безопасно.
“Пост судоходной инспекции”
Значение этого знака вполне понятно по его названию. Форма знака, как и в предшествующем описании, квадратный щит, диагонали которого расположены горизонтально и вертикально относительно горизонта. На знаке - два перекрещивающихся якоря. Знак говорит о том, что в это месте расположена служба судоходной инспекции.
“Указатель расстояний”
Знак указывает расстояние в км согласно обозначениям, нанесённым на речную карту.
“Указатель местности”
Судоводитель благодаря таким знакам получает информацию, в каком месте в водоём впадают притоки, а также о расположенных в прибрежной полосе селениях, причалах и иных местах для остановки, местах загрузки и выгрузки, границах регионов, которые на этой территории регулируют судоходные правила.
Плавучие навигационные
К ним относят буи, вехи и бакены. Эти знаки призваны давать сигналы об опасностях, ожидающих судно на пути его движения, указывают кромки и оси судового хода.
Буи –плавучие объекты из металла, стоящие на якоре и оснащенные огнями. Бакены – в основном устанавливаются на малых реках. Знак изготовлен в виде небольшой плавучей поверхности, на которой закреплен главный элемент в виде шара или треугольника. Плавучие вехи ставят в местах навигации с недостаточной освещенностью судовой обстановки. Часто они ставятся как вспомогательные информаторы к бакенам и буям.
Цветовое решение и особенности, касающиеся огней, подробно описываются нормативами ГОСТа 26600-98.
Кромочные
Выполняют функцию указания границ судового хода.
Предельную линию судового хода слева определяют трапециевидные знаки - черные либо белые. У выставляемых по левой кромке вех обязательной определённой формы нет. Цвет огня - белый, зелёный или жёлтый, и работать он может в постоянном либо проблесковом режиме. Если судно идёт вниз по реке, такие знаки расположены слева по борту, а если вверх - то справа.
Знаки, устанавливаемые по правой границе - красные: треугольные, круглые либо прямоугольные. Бакены - шаровидной формы, Для вех определена форма черного шара. Красный огонь может работать как в проблесковом, так и в постоянном режиме.
Поворотный
Ставится перед поворотами на прямолинейных отрезках судового хода большой протяженности, либо поворотов с недостаточной для судоводителя видимостью, или на отрезках пути, имеющих скалистое дно.
Левая кромка предполагает наличие белых либо чёрных треугольных знаков с нанесённой на них полосой: на чёрном фоне - белой, на белом - чёрной. Знак говорит о повороте судового пути влево (по течению). Судоводитель, согласно требованию знака, обязан поворачивать, проходя знак слева от борта. Знак дополняется белым или желтым огнем, либо - зелёным затмевающимся.
Поворотный знак, устанавливаемый по правой границе судового хода (по течению) - красный прямоугольник. В его центре расположена горизонтальная черная либо белая полоса. Бакены на таких участках - шарообразные, а огонь - красный, затмевающийся. Плавсредством этот знак проходится при оставлении к правому берегу.
Опасность
Информирует судоводителей что плавсредство находится перед участком, несущим опасность для движущегося судна. Это могут быть, например, затопленные дамбы, другие опасные объекты на дне. Устанавливается этот знак в непосредственной близости от опасного водного препятствия.
По левому берегу ставится знак в виде белого треугольника, на который сверху вниз нанесены три либо четыре чёрные линии и одна - горизонтальная. Линии пересекаются под прямым углом. У бакенов такое сочетание полос есть на всех плоскостях. Для сигнального огня предусмотрен двухпроблесковый зелёный цвет.
По правому берегу ставится красный прямоугольный знак. На него нанесены линии: 3 или 4 вертикальных и одна горизонтальная. Их цвет - либо черный, либо белый. Фигура из таких линий наносится также на буи и бакены в виде красного шара. Дополнительный огонь - красный, двух проблесковый.
Приблизившись к знаку, информирующему об опасности на пути, судоводитель обязан быть особенно внимательным. Слишком близко подходить к знаку нельзя.
Свальный
Даёт знать о течении, не соответствующим с направлением судового хода.
На левой контрольной линии судового хода ставят буи либо треугольные бакены. Их вершина - белая, нижняя часть - чёрная. На правой границе буи и бакены прямоугольные. Цвет - красный с чёрным, либо красный с белым. По левой кромке ставят зеленые огни прерывистые частопроблесковые либо трехпроблесковые. Огонь по правой стороне - красный.
Разделительный
Выполняет функцию обозначения линии разделения судового хода. Это треугольные буи и бакены с нанесёнными на них тремя белыми либо черными полосами по вертикали.
В качестве разделительного указателя предусмотрена и установка двух кромочных знаков. Они показывают правую и левую линию границы судового хода.
Огни таких знаков - белые и красные, либо зеленые и красные. Режим их работы - постоянный или проблесковый. Размещаются в паре - один под другим.
Осевой
Его предназначение - указывать на ось судового хода, при этом деля его на ходовые полосы вверх и вниз по течению. Ориентируются по таким знакам оставляя их слева от борта. Знак выполнен в виде треугольника, на который нанесены горизонтально пять одинаковых по ширине полос - три белые и две черные. Цвета чередуются. Вехи - круглые, чёрного цвета. Огни - жёлтые или белые.
Поворотно-осевой
Информирует о том, что необходимо проявить осторожность, так как впереди - поворот оси судового хода. Форма знака - треугольник. Горизонтально на нём размещены пять чередующихся по цвету полос. Три из них красные, а две чёрные либо белые.
Вехи выполнены в виде чёрного круга. Сигнальные огни работают в частопроблесковом чередующимся режиме. Их цвет - желтый или белый.